муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 20»
город Снежинск Челябинская область

АИСТЁНОК

019

Спортивные упражнения019

Во время пребывания детей на групповом участке или на спортивной площадке следует отводить значительное место спортивным упражнениям. Спортивные упражнения способствуют формированию разнообразных двигательных навыков и качеств. Это катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.

Катание на санках

Спускаться на санках с горки дети могут по-разному — сидя верхом (держась за веревку или опираясь руками сзади на санки), лежа на животе, лежа на спине (ногами вперед), стоя на коленях. На спуске с горки можно усложнить задание: построить воротца из длинных прутьев. Проезжая через них, дети учатся управлять санками. Можно предложить детям при спуске на санках с горки собрать расставленные вдоль склона разные предметы. Используя санки, со старшими дошкольниками можно выполнять различные упражнения: пробежать между санками змейкой (5 санок на расстоянии 1—1,5 м); встать рядом с санками и, опираясь на них руками, перепрыгнуть через них; устоять на санках на одной ноге как можно дольше. Значительный интерес у детей вызывают игровые упражнения, такие как «Гонки санок», «Успей первым», «На санки!», «Быстрые упряжки», «Регулировщик», разнообразные игры-эстафеты с санками.

Скольжение по ледяным дорожкам

Старшим дошкольникам во время скольжения по ледяным дорожкам (длина 4—8 м и ширина 40—60 ем) предлагаются разные задания: повернуться кругом, присесть и снова выпрямиться, скользить как можно дольше на двух или на одной ноге, поймать брошенный снежок. Можно предложить детям разбежаться и скользить по коротким ледяным дорожкам (3—4 м), расположенным одна за другой на расстоянии 3—5 шагов. Более сложное задание: скользить по дорожке длиной 15 м с невысокой горки вдвоем-втроем («поездом»), положив руки на пояс впереди стоящего; быстро поднять предмет, брошенный воспитателем (снежок или кубик). Использовать игры-забавы: «Кто дальше», «По длинной дорожке», «Прокатись — повернись», «Тройки» и др.

Ходьба на лыжах

Ходьба на лыжах со старшими дошкольниками проводится 2 раза в неделю, первый раз на физкультурном занятии, второй — во время организованных подвижных игр и упражнений. На территории детского сада прокладывается круговая лыжня. Желательно иметь два круга: маленький (дистанция 100 м) и большой (дистанция 200 м). В малом кругу дети выполняют различные двигательные задания, а в большом закрепляют навыки передвижения на лыжах. Старшие дошкольники должны уметь ходить по лыжне скользящим шагом друг за другом; со сменой темпа передвижения; переменным двухшажным ходом с палками в руках, правильно координируя движения рук и ног. Дети шестого года жизни могут пройти на лыжах дистанцию в 600 и более метров. Во время ходьбы на лыжах необходимо проводить игры и эстафеты («Шире шаг», «Кто быстрее», «Встречная эстафета», «Следопыты», «Не задень» и др.).

Спортивные игры

Наряду со спортивными упражнениями детям предлагаются игры с элементами спорта. В старшей группе детей знакомят с элементами игры в хоккей и футбол, в подготовительной — закрепляют полученные навыки и увеличивают количество упражнений. Обучение детей играм с элементами спорта проводится воспитателем как на физкультурных занятиях, так и во время прогулок.

Хоккей

Во время игры в хоккей следует предлагать детям следующие задания: ведение шайбы клюшкой, не отрывая ее от шайбы; передачу шайбы друг другу; удержание шайбы клюшкой; ведение шайбы вокруг разных предметов и между ними; забивание шайбы в ворота, держа клюшку двумя руками и ударяя по ней с места и после ведения.

Практика показывает, что при продуманном планировании программного содержания и рациональной организации двигательной активности детей на прогулке количество упражнений в основных видах движений за весь учебный год в старшей группе может примерно составлять 180, спортивных упражнений — 75, игр с элементами спорта — 70.

В подготовительной группе увеличивается количество спортивных упражнений до 90, а игр с элементами спорта — до 100, но при этом сокращается число упражнений в основных движениях до 150. Такое примерное распределение объясняется тем, что в подготовительной к школе группе значительно усложняется и увеличивается объем программного материала по совершенствованию навыков детей в ходьбе на лыжах, спортивных играх (хоккей, футбол, городки), вводится обучение детей элементам игры в настольный теннис.

При подборе игр и упражнений для прогулки необходимо помнить о сочетании основных видов движений. Как правило, дается одно движение, хорошо знакомое детям, а другое — новое, требующее большего внимания и контроля со стороны воспитателя.

Важным моментом при планировании материала является распределение игр и упражнений с учетом их интенсивности и сложности. Целесообразно чередовать физическую нагрузку с отдыхом, более интенсивные физические упражнения с менее интенсивными, сложные с менее трудными, знакомые с новыми. Поскольку некоторые упражнения в метании по степени интенсивности относятся к малоэффективным, то для получения соответственной физической нагрузки целесообразно следующее сочётание: бег — метание — прыжки.

Например.
1. Подвижная игра с бегом «Мы веселые ребята».
2. Упражнения с мячом: бросание мяча вверх и ловля его двумя руками.
3. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед (дистанция 5—6 м), прыжки на одной ноге (поочередно на правой и на левой).

При подборе определенного сочетания игр и физических упражнений нужно предусматривать чередование таких видов основных движений, которые дети могли бы с интересом повторять по нескольку раз. Иногда допускается использование одного и того же движения как в подвижной игре, так и в физическом упражнении. После ходьбы на лыжах, катания на санках, езды на велосипеде дети часто неохотно переключаются на подвижные игры с другими видами движений и при этом проявляют достаточно низкую активность в них. Это объясняется тем, что за короткое время (10—12 мин.) дети не успевают удовлетворить свою потребность в данном движении. В этом случае необходимо планировать игры с использованием лыж и санок. Например, после ходьбы на лыжах по учебной лыжне детям можно предложить игру с использованием лыж «Подними», «Кто первый развернется?» и др.

Игры и упражнения для зимы

В зимнее время целесообразно проводить подвижные игры и физические упражнения с использованием природных условий. Особое внимание при этом следует уделять планированию зимних спортивных упражнений (ходьба на лыжах, скольжение по ледяным дорожкам с выполнением разнообразных заданий: присесть, поймать предмет, повернуться и т.д.), а также игр-эстафет на санках и лыжах, игр с элементами хоккея. Наличие разнообразных построек способствует развитию интереса к разным видам основных движений (ходьба и бег по снежному лабиринту, по снежным валам, метание снежков, спуск с горки и т.п.).

Примерный подбор игр и упражнений для прогулки зимой будет следующим.

1. Подвижная игра с бегом «Два мороза».
2. Катание на санках сидя спиной вперед и отталкиваясь ногами.
3. Игра-эстафета «Гонки санок».
4. Прыжки со снежных валов.

Инструктор по физической культуре:

Липатникова Лилия Гаттаровна

Литература

Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.